Цигун и Тайцзи
Пятница, 03.05.2024, 23:34
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [0]
Цигун. Теория и практика. [15]
Тайцзицюань. Теория и практика. [15]
Прикладной рукопашный бой [0]
Психотренинг и медитация [0]
Разное [3]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Статистика

Главная » Статьи » Тайцзицюань. Теория и практика.

Путь тайцзицюань. Наставления серьезному студенту

Путь тайцзицюань. Наставления серьезному студенту


©1998 Терри Ли
 

Тайцзицюань может показаться лишь комплексом физических упражнений, однако это верно лишь для его поверхностного понимания. Наиболее важно, что тайцзицюань это воплощение определенных принципов и философии, а также это медитация в движении. Для более глубокого понимания и постижения всех преимуществ тайцзицюань важно, чтобы ученики понимали и практиковали принципы, лежащие в основе тайцзицюань. Вне этих принципов и без соответствующего состояния сознания тайцзицюань не существует. Это как в музыке: без ритма, гармонии, мелодии и общей мелодичности получится только какофония и шум. Такие преимущества тайцзицюань, как здоровье и энергичность тела, спокойствие и ясность ума, способность самообороняться и навыки боевого искусства, являются следствием процесса гармонизации практикующего с естественными законами природы. Продвинуться дальше начального уровня можно лишь восприняв фундаментальные принципы и правильно их практикуя. Ученик, имеющий лишь смутное представление о направлении, в котором ему нужно двигаться, похож на бесцельно блуждающего. Чтобы держаться правильного курса, нужно знать, каких именно дорожных знаков следует придерживаться. Без четкого понимания тайцзицюань и его целей невозможно достичь какого-либо значительного уровня мастерства. На протяжении многих лет многие ученики, профессионалы и даже учителя спрашивали моего совета по поводу того, как они могут совершить "прорыв" для достижения уровня мастерства в этом боевом искусстве. Из собственного опыта я знаю, что большинство людей не понимают тонкостей и глубины тайцзицюань. Изучая философию и медитацию на протяжении тридцати лет, а также тайцзицюань на протяжении двадцати пяти лет, я начинаю понимать, что тайцзицюань и представляемая им философия являются одной из глубочайших дисциплин известных сегодня человечеству. Будучи изначально выражением даоской мысли, Тайцзи определяет универсальные истины в самых простых, основополагающих и неопровержимых терминах. Он лишен религиозных и нравственных суждений, теоретических обобщений и социальных догм. Тайцзицюань оперирует принципами Инь-Ян (положительное - отрицательное) и ци (жизненной силы), а также ее культивированием, циркуляцией и проявлениями.

В силу того, что обучение происходит только путем устных пояснений, физической демонстрации и постоянной корректировки со стороны квалифицированного учителя, сразу возникает первая проблема. Для человека малосведущего или и вовсе незнакомого с этим искусством крайне затруднительно определить, квалифицирован ли преподаватель или он просто произносит нужные слова. Он также может демонстрировать какие-то боевые техники или делать заявления, которые он не правомочен делать. Ученику следует быть очень осторожным в выборе учителя. Изучение Тайцзицюань не только требует вложения времени, денег и энергии, но и оставляет глубокие следы в сознании и теле. Умственные и физические навыки могут быть хорошими или плохими. Например, хорошо быть всегда расслабленным и уступчивым, но плохо быть напряженным и применять силу. На избавление от плохой привычки могут уйти многие годы. Что может быть хуже для серьезного ученика, чем спустя много лет упорных занятий обнаружить, что он не достиг никаких значительных результатов? Либо его не обучали основам, либо их неверно практиковали.


Если вы обнаружили, что в обучении или практике принципу уделяется недостаточное внимание, вам следует немедленно "сменить курс" или попытаться изменить его независимо от неизбежных потерь. Конечно, потеря времени, денег или энергии нежелательна, однако никогда не бывает поздно. Лучше провести хотя бы один день на правильном пути, чем всю жизнь на неверном. Многие, однако, не могут смириться с таким смертельным разочарованием и предпочтут все отрицать. А многие неквалифицированные преподаватели так и будут продолжать преподавать с целью сохранения собственного статуса и самоутверждения. Тем не менее, преподаватель без принципов еще не самое худшее, что может произойти. Самые ужасные из них те, кто заявляет о своих метафизических способностях. Эти люди либо сами ввели себя в заблуждение, либо являются шарлатанами. Если человек, делающий такие заявления, не может продемонстрировать свои способности любому другому человеку (именно что любому, а не только своим ученикам и последователям), ему не следует верить.

Как же найти квалифицированного учителя? Это не легкая задача, так как в боевых искусствах не существует лицензий или соответствующих процедур. С другой стороны, возможно, это и к лучшему, т.к. наличие процедур привело бы к возникновению целого ряда других проблем. Следовательно, мы находимся в ситуации, где нужно проявить "осторожность покупателя". Именно поэтому на Востоке люди верят, что найти хорошего учителя равносильно настоящей Божьей милости.


При поиске квалифицированного учителя всегда следует принимать во внимание несколько следующие факторов: 


Какую школу, стиль и линию преемственности представляет данный преподаватель?


Действительно ли он представляет эту школу? Поинтересуйтесь этим вопросом, разузнайте информацию о различных школах Тайцзицюань и мастерах, которые основали их. Кто был учителем данного преподавателя, как долго и насколько последовательно обучался он у своего учителя? Сегодня можно встретить преподавателей, которые сами проучились всего несколько лет, т.е. согласно представлениям Тайцзи они сами начинающие. Еще встречаются такие преподаватели, которые заявляют, что у них за плечами многие годы ученичества, а на самом деле обучались они недолго и много лет тому назад. Многие так называемые "учителя" сыпят именами известных мастеров, в то время как обучались у них на протяжении лишь краткого времени. Важно узнать, какое место в школе, которую он представляет, занимает преподаватель. При возможности переговорите со старшими учениками этой школы и узнайте, знают ли они этого человека и на хорошем ли он счету. Если некто заявляет, что изучал несколько стилей в разных школах и у разных учителей, скорее всего он обладает поверхностными знаниями. Мастерское владение каким-либо одним из стилей требует многих лет упорной работы. В разных стилях тайцзицюань существуют разные трактовки и подходы к позициям, этим они и отличаются друг от друга. Невозможно одновременно идти несколькими разными путям, ожидая при этом, что достигнешь цели. В попытке идти несколькими путями невозможно далеко уйти ни по одному из них. Если же вы находите верный путь, то необходимость в других отпадает. Жесткие или внешние стили боевых искусств не сочетаются с тайцзицюань. Эти два вида боевых искусств диаметрально противоположны по философии и технике. Невозможно быть одновременно расслабленным и напряженным, так же как невозможно одновременно применять силу и быть податливым. Повторю еще раз, вы не можете идти в двух диаметрально противоположных направлениях одновременно. Если вы попытаетесь это сделать, то в конце концов вы ничего не добьетесь. Нужно решить для себя, какая философия вам ближе, и следовать ей. Другие мягкие или внутренние силы боевых искусств не имеют истории, философской глубины и технической утончонности, присущей тайцзицюань. Так зачем смешивать стили? 


Уполномочен ли учитель преподавать и кто давал ему официальное разрешение на это?


Давал ли преподавателю его или ее учитель разрешение на преподавательскую деятельность? Только квалифицированный учитель или мастер данного искусства может определить, квалифицирован ли человек для преподавания или нет. Помимо всего прочего для невежд характерно думать, что они что-то знают. Многие из овладевших самым базисным уровнем (формой) тайцзицюань думают, что теперь они могут учить других. Смешно считать, что ребенок, овладевший алфавитом, решил бы преподавать английский язык. Даже человек, умеющий читать и писать, не годится в преподаватели. Для того, чтобы быть хорошим учителем, следует пройти многолетнее и качественное обучение, иметь личный опыт, а также глубокое понимание предмета. В целях сохранения высоких стандартов и предотвращения деградации своей линии, большинство мастеров давали разрешение на преподавательскую деятельность лишь нескольким старшим ученикам. Иногда, при особых обстоятельствах мастер может дать ученику младше "дозволение" преподавать. Например, людям, живущих в географически отдаленных районах или работающих с инвалидами, у которых не будет другой возможности знакомства с тайцзицюань. Учитель должен быть "сертифицирован" для преподавания, т.е. человеком, который квалифицирован для восприятия конкретной линии или, по крайней мере, иметь "дозволение" настоящего мастера на преподавательскую деятельность. Никогда не учитесь у того, кто не отвечает перечисленным основополагающим критериям. Лучше подождать до тех пор, пока вы не найдете квалифицированного учителя, чем следовать за неверным или неквалифицированным. Опять же, причина - развитие плохих навыков. А еще следует иметь в виду, что различные школы и заведения не знают, как определить квалификации учителя, которого они нанимают на работу. В силу того, что большинство из них не имеют представления о боевых искусствах и тайцзицюань, они готовы нанять первого встречного. Поэтому тот факт, что некто преподает в университете, Христианском союз молодых людей, школе для взрослых или оздоровительном клубе (возглавляет разного рода Федерации, является победителем разного рода турниров, является создателем массовой сети школ - комментарии к российским реалиям - Школа Белая Ворона), еще не означает, что он квалифицированный учитель. 


Личные достижения учителя и его преподавательские способности.


У учителя должно быть что-то, чему он может научить. Если он знает не очень много, значит он и вас может научить не очень многому. У него должен быть опыт, знания и талант помимо слов и теорий. Любой может произносить слова, но не каждый может вдохнуть в тайцзицюань жизнь подобно тому, как хороший музыкант делает музыку живой. Задача учителя тройственна: 1) определить, что такое тайцзицюань и каковы его цели; 2) точно продемонстрировать метод достижения этих целей и направлять учеников; 3) вдохновлять учеников для достижения этих целей. Способность учителя передавать абстрактные идеи и представления имеет важнейшее значение. Самым значимым аспектом взаимоотношений между учителем и учеником является демонстрация. Значительная часть тайцзицюань передается от учителя ученикам поступательным, постепенным путем, поэтому совершенно необходимо, чтобы учитель обладал способностью демонстрировать "легкое прикосновение", составляющее отличительную черту тайцзицюань. Учитель должен служить выразителем принципов, которым он или она пытаются научить своих учеников. Например, в классических трудах о тайцзицюань говорится, что мы должных быть полностью расслабленными, а форма должна выполняться "без разрывов и провалов, пустот или выпуклостей, прерываний и продолжений. Если вы замечаете, что форма учителя выглядит напряженной, разрозненной, слабой или сколлапсированной, или, возможно, вы замечаете излишние выкрутасы и округлые движения рук, вам следует подвергнуть сомнению его личные достижения. Согласно другому принципу, о котором говорят классические тексты, никогда не следует применять силу. Если вы обнаруживаете, что преподаватель применяет блоки, мускульную силу, напряженные и жесткие угловатые движения в боевой демонстрации, можете быть уверены, этот человек не имеет представления о том, что предписывает делать тайцзицюань. Найдутся многие учителя, прибегающие к силе в боевом приложении, но это уже не тайцзицюань. Хоть немного продвинувшийся человек в этом искусстве должен уметь нейтрализовывать, выводить из равновесия и обезоруживать нападающего без применения силы. В то же время учитель никогда не должен казаться слабым или уязвимым. Никогда не следует путать пассивную сколлапсированную позицию с состоянием "мягкости", к которой стремятся практикующие тайцзицюань. Точность, утонченность, простота и сила - вот некоторые из опорных моментов, которые нужно искать в будущем учителе, который внушает уважение, но никогда не требует его.


Будьте также осторожны с теми, кто называет себя "Мастером". Настоящий Мастер никогда не назовет себя таковым. Другие могут использовать этот термин по отношению к нему, но по отношению к себе они не будут прибегать к этому термину. Настоящий Мастер знает величие искусства и чувствует смирение перед ним. И еще титул "Чемпион" и вовсе не имеет никакого смысла. Большинство турниров не выходят за рамки небольшого соревнования, организованного несколькими родственными школами, которые и поставляют большую часть участников, сражающихся между собой. Более того, большинство ведущих учеников этих школ не участвуют в состязаниях, т.к. у них нет необходимости самоутверждаться. Более крупные, "международные" соревнования в основном представляют собой матчи по пиханию друг друга, где все основные принципы тайцзицюань полностью игнорируются. Не существует никаких официально признанных национальных или международных руководящих органов. Практически каждый, жаждущий получения титула "чемпион", может найти подходящий турнир и выступить на нем. Лично я считаю, что такое показное поведение недостойно по отношению к искусству. Однако я допускаю, что есть люди, которым необходимо "проверить" себя и быть признанными другими. Серьезным ученикам я рекомендую обратиться к "Дао Дэ Цзин" прежде, чем они сформируют собственное мнение по данному вопросу.


Ученики должны испытывать доверие и уверенность в своем учителе, школе и стиле, если они намереваются продвинутся на этом поприще. Тайцзицюань обладает большой глубиной, ему можно посвятить всю жизнь. Оно "Предельно" и в силу этого бесконечно. Если вы действительно ищите истинный путь тайцзицюань, вам следует превозмочь эго и никогда не терять бдительности в отношении возможности искажения его смысла. "Дао Дэ Цзин" говорит нам: "Мудрый слышит о Дао и усердно практикует его. Обычный человек слышит о Дао и размышляет о нем время от времени. Глупый человек слышит о Дао и громко смеется. Если не было смеха, Дао не было тем, чем оно является".
 

www.taichi.ru

http://praktika.narod.ru

 

Категория: Тайцзицюань. Теория и практика. | Добавил: admin (07.08.2007) | Автор: Терри Ли
Просмотров: 2148 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz